Перынский скит: древние тайны

София Павлова (Мелиан Уэтфильд)



Новгород – очень древний город, пожалуй, самый древний в нашей стране. Как же называли этот «новый город» иностранцы, бывавшие в нём? В зарубежных источниках самое раннее упоминание Новгорода (Немогард, Νεμογαρδάς) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Город – никто? По предположению Т. Н. Джаксон и Е. А. Рыдзевской, Новгород в скандинавских сагах называется Хольмгардом (Holmgård, Holmgarðr) (город- остров)— столицей Гардарики, как раньше называли Русь ( страна городов).

Сколько же ему лет? И это непонятно. Русские летописи не проясняют вопрос. Скорее наоборот. По «Повести временных лет» Новгород существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами. По Ипатьевской: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша и Новгород». По дендрохронологическим данным, самые ранние новгородские мостовые датируются 930-ми годами. А по «Сказанию о Словене и Русе» Новгороду вообще 3000 лет.

Окрестности города столь же древние и необычные. Не так далеко от него расположен Перынский скит. Перынь – бывшее языческое святилище, посвящённое богу Перуну.

Как мы туда попали впервые? Да совершенно случайно: приехав в Новгород в 2000-м году, мы обнаружили на карте совершенно интересное название – Перынский скит. И поскольку про скиты и монахов-отшельников мы читали только в книгах, решили съездить и посмотреть это место своими глазами. Что и проделали.

Тогда я ещё не знала истории этого скита, и даже не сопоставила слова «Перынь» и «Перун»: всё же место было просто проникнуто христианским духом! От Новгорода туда вела асфальтовая дорога – в сторону Свято-Юрьева монастыря, музея Витославицы и – с поворотом на этот скит.

Раньше скит был расположен на острове, расположенном при истоке Волхова из озера Ильмень. Потом остров оказался полуостровом, и к скиту стало возможно проехать по суше. Древнее святилище, как известно – земля таинственная… ещё в 980-м году князь Владимир Святославович велел своему дяде Добрыне поставить в Новгороде идол Перуна, что тот и сделал. Немецкий путешественник Адам Олеарий в 1654 году писал про идола так:

«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном. то есть богом огня, ибо русские огонь называют „перун“. И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью».

Долгое время место бывшего святилища было предположительным. Однако в 50-х годах ХХ века были произведены раскопки, и удалось обнаружить остатки предположительно языческого капища. Центр мольбища находился юго-западнее существующей каменной церкви Рождества. В плане он представлял собой круглую площадку диаметром в 21 метр, окружённую неглубоким рвом с 8-ю выступами по сторонам света. В центре площадки находилась круглая яма со следами дерева в ней — основание деревянного идола. В расширениях рва обнаружены следы кострищ. Восьмилепестковую форму рва, окружающего капище, В. В. Седов, производивший раскопки, сопоставил с формой цветка ириса, посвященного Перуну (южнослав. перуника, богища «Iris Germanica»).

Однако Владимир крестился, и в 989 году Новгород был крещён, а деревянный идол Перуна срублен и брошен в реку.

По легенде, когда новгородцы при Владимире Святом сбросили идол Перуна в Волхов, рассерженный бог, доплыв до моста, выкинул на него палку со словами: «Вот вам, новгородцы, от меня на память».

– С тех пор жители города стали сходиться с палками на волховском мосту и драться как бешеные, – пишет в своих записках иностранец барон Герберштейн, бывавший в стране в начале XVI века.

Русские летописцы также рассказывали о том, что на месте этом происходили страшные побоища.

И уже в 995-м году место становится христианским: здесь построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет. Позже там был основан Перынский монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.

Ну а при Екатерине II-й монастырь упразднили и превратили в скит. В 1828-м году были построены корпуса скита из красного кирпича с белой отделкой – они и сегодня вполне крепко стоят. Первым начальником скита стал монах Аникита, в миру князь С.А. Ширинский-Шихматов, писатель и член Императорской Академии наук.

Правда, в 1919-м году скит закрыли и разорили: новой власти не нужны были монастыри и скиты. А в советское время на территории скита то работал рыбкомбинат *( там остался замечательный ледник этого комбината, который новый начальник показывал нам лично) и даже пионерлагерь, пустые корпуса которого так и стоят позади красных кирпичных построек скита. Знали бы мы, что в 2000-м году, когда мы поехали в скит впервые, он только-только открылся после долгого времени забвения! Туда буквально в этом же году приехал новый начальник, отец Димитрий. И только год спустя, в 2001-м году новгородский архиеписков Лев освятил скит.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы оказалась маленьким высоким белым храмом с одной главой – XIII век. Отец Димитрий нам сразу понравился. Живой и любознательный, он не напоминал книжного монаха , отрешённого от мирской суеты, погружённого исключительно в молитвы. То есть молитвы, конечно же, были, и мы сразу же вместе с ним отправились на службу в церковь. Я очень боялась, что поскольку скит – мужской, а скит есть монастырь со строгим уставом, меня не пустят на его территорию. Но меня пустили, и даже в храме разрешили во время второй части службы посидеть на скамейке ( я болела тогда). Как выяснилось, отец Димитрий прекрасно фотографирует: ему удалось заснять редкое явление – тень от креста храма на облаках. Это явилось маленьким чудом, запечатлённым на фотке!

С тех пор так и повелось: стоит нам приехать в Новгород – и мы посещаем Перынский скит и его начальника. Просто потому, что любим это место и его историю. Конечно, отец Димитрий – человек скромный, и не любит расписывать чудеса веры.

Однако по отзывам людей, многие ездят туда за исцелением. Внизу скита есть маленький пляж с соснами, сейчас залитый водами Ильмень-озера. Говорят, стоит посетить скит, а после этого войти в вода Ильменя – и ты получаешь исцеление. Ведь и Ильмень – совершенно легендарное озеро, по которому плавал купец Садко, и где он на своих гуслях играл музыку для морского царя. И ещё: Садко по языческому обычаю бросал в Ильмень своеобразную «дань» - один из тюков с заморскими товарами. Задабривал, видать, морского царя!

Но, пожалуй, самое главное – это дух доброты, который витает над Перынским скитом. Видать, древнее святилище, языческое ли оно, или христианское – радо гостям. И пусть оно так и будет!