Волховские крокодилы

София Павлова (Мелиан Уэтфилд)



Есть такая городская легенда в Великом Новгороде – что в реке Волхов издревле обитают то ли крокодилы, то ли ящеры. Обычно новгородцы любят пошутить по этому поводу, как питерцы – о грифонах. Например, швейцар нашей гостиницы дядя Володя, когда мы собирались купаться, любил напутствовать нас такими словами:

- Не ездите туда купаться, нельзя там: смотрите – крокодилы утащат!

Туда – это на дамбу между озером Мячино и гребным каналом. Мы, конечно, отшучивались, что Новгород – не Африка, а река Волхов – не Лимпопо, и какие, дескать, крокодилы? Но…

Лето 2020 тёплым, как известно, не было, и тем не менее, мы решили окунуться не только на Рюриковом городище, но и на той дамбе. Для тех, кто любит заросшие камышами берега, там самое оно. И вот, вынырнув на поверхность, я вдруг заметила какое-то странное движение в воде: рыба, что ли? И тут вместе с пузырьками воздуха в воде мелькнуло странное длинное чешуйчатое тело. Такое тёмно-зелёное, с гребешками. Какой уж тут фотоаппарат…я пулей вылетела на берег.

- Ой, тут ящерица такая огромная! – воскликнула я.

- Ну вот и волховский крокодил, наконец - констатировал супруг, - то-то дядя Володя обрадуется!

Однако мне было не до шуток. А что, если древние легенды не такие уж и легенды? Тем более, как удалось узнать, многие местные жители ( особенно рыбаки и те, кто имеет лодки) верят в ящеров и даже что-то видели.

На первый взгляд, не такое уж это удивительное явление – заморские звери крокодилы в торговом вольном городе. Охотно верю, что новгородцы могли завозить крокодилов из дальних земель, и они ( предположим) прижились тут, в илистой реке или ещё более илистом озере Ильмень. В Ильмене реально один придонный ил занимает сантиметров 50! Однако суровый климат Великого Новгорода быстро свёл бы теплолюбивых крокодилов на нет: они, как пишут зоологи, не выносят холодов ниже минус 2 градусов, а тут же Зимой морозы бывают немалые. Но это – что касается крокодилов, а ящеры? Однако, заглянем в историю. Крокодил-оборотень упоминается в «Сказании о Словене и Русе», которое было написано в XVII веке митрополитом Киприаном, который был сторонником версии, что Великий Новгород основан еще до Рождества Христова - в 3113 году от сотворения мира (1495 год до н.э.). Основали город скифские князя Словен и Рус.

По легенде, сын князя Словена — Волхов был колдуном и превращался в крокодила, пожирающего людей. Кстати, крокодила-оборотня тоже звали Волхов – как и реку. И тех, кто не поклонялся ему, он пожирал, а других топил".

"Старший же сын этого князя Словена - Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать, а других хватать и топить".

"...он был жестоко побит и удавлен бесами в Волхове, и бесовскими чарами окаянными его тело было вынесено и выброшено на берег вверх по той реке Волхову, напротив того колдовского городка, что ныне зовется Перыня. И здесь с неразумными многими слезами погребен был окаянный, с великой тризной языческой, и могилу насыпали над ним очень высокую, как это принято у язычников. И по прошествии трех дней там, где совершалась тризна по этому окаянному, провалилась земля и поглотила мерзкое тело крокодила, и могила его стала на дне ада, и до сих пор, как говорят, есть следы этой ямы, ничем не заполняемой…"

А самое потрясающее свидетельство было обнаружено в Псковской летописи под 1582 годом:

«В лета 7090 (1582). Поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша крокодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша». ("В том же году вышли лютые звери крокодилы из реки, и не давали прохода; людей много съели, и люди были в страхе и молились Богу по всей земле".) Есть легенда и о том, как крокодил-оборотень «при наступлении татаро-монгол выскочил из озера и начал пожирать коней спешившегося там Батыя».

А вот отрывок из «Записок о России» англичанина Горсея (этот дипломат и купец жил в России с 1573 по 1591 год, хорошо знал нашу страну и даже был доверенным лицом Бориса Годунова): "Когда мы переехали через реку, на берегу ее лежал ядовитый мертвый крокодило-змей. Мои люди пронзили его копьями. При этом распространился такой ужасный запах, что я отравился и долго был болен".

Обратите внимание, англичанин здесь пишет не просто «крокодил» или «змея», а употребляет слово «крокодило-змей» (crocodile-serpent).

А вот что пишет австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, который ездил в Россию в 1517 и 1526 годах:

"Эта область изобилует рощами и лесами, в которых живут страшные существа, которые называются гивоиты. В определенные дни люди очищают свой дом, ставят для этих существ еду и поклоняются им. На того, кто плохо накормит божество-змею, обрушатся беды и несчастья".

Заметим, что тут уже фигурирует не крокодил, а некий загадочный гивоит, и называют его «божество-Змея». А что, если речь о крокодилообразном ящере?

Известно, что до принятия христианства северные славяне поклонялись наряду с другими языческими богами чудовищному Ящеру – владыке вод, хозяину рыбных богатств. Головой Ящера украшались не только ковши, но и музыкальные инструменты, и даже здания. А в самые древние времена Ящеру даже приносили человеческие жертвы – раз в году из красивых молодых девушек выбирали «ящерову невесту», наряжали, сажали её в лодку, нагружали лодку подарками – и затем топили, пытаясь тем самым умилостивить «озёрного хозяина».

Как выяснилось, новгородскими ящерами интересовались не мы одни. Криптозоологи, журналисты специально занимались поисками рептилии. Они собрали свидетельства и показания местных жителей, искали следы. Однако самого крокодила так и не обнаружили. Зоологи же, изучая берега, нашли странные вырытые норы. По их мнению, в таких норах ящер может проводить зиму. Вывод о том, что новгородский крокодил впадает в зимнюю спячку подобно медведю — неслучаен. Например, именно так себя ведёт один из северных подвидов китайского аллигатора.

Изучая летописи и средневековые изображения крокодилов, во множестве встречающиеся на фресках храмов Северо-восточной Руси, ученые заинтересовались данным феноменом. Тем более что животные похожие на крокодилов водились в Беларуси вплоть до середины XIX века. Скелет одного из них до революции украшал кабинет зоологии Минского реального училища, пока не был украден. По описанию внешнего облика и манеры поведения русского крокодила, ученые установили, кем он мог быть на самом деле. Очевидно, загадочной тварью русских летописей является ихиостега. Это животное имело только передние ноги и массивный хвост. Ихиостега одинаково хорошо могла плавать и передвигаться по суше. Кроме того она обладала ужасной зубастой пастью: на вид её запросто могли принять за крокодила. Однако данный монстр вымер одновременно с динозаврами. Но не исключено, что отдельная популяция, подобно черепахам или крокодилам Африки, выжила и просуществовала до позднего средневековья, когда была перебита жителями Северной Европы.

Так что загадка о том, кто именно живёт в Волхове, так и остаётся загадкой. Пока не выловят хотя бы один экземпляр.