Тайны собора Нотр Дам де Пари

Прекрасней всех соборов во вселенной
Парижской Богоматери собор,
Чей первый камень готики у Сены
Заложен был судьбе наперекор!
Внушительна ажурная громада,
В особенности западный фасад,
Где стрельчатые нефы и аркады
Неудержимо к небесам летят!

На королей, мечтающих без меры
О вечности, взирают с высоты
Ехидны порождение — химеры,
Химерные их воплотив мечты!
Собор — душа французского народа,
Страны расцвета первая ступень.
Живёт в нём дух Гюго и Квазимодо,
Храня средневековья свет и тень.
Собору, что красив собой и важен,
В стихах своих я должное воздам:
Виват, тебе, владелец стройных башен!
Виват, Парижа гордость, Нотр-Дам!

Юрий Юркий

Великий собор великого города, Нотр дам де Пари, в апреле этого года заставил весь цивилизованный мир содрогнуться – когда стены его вдруг оказалась охвачены пламенем. Пожар уничтожал крышу главной святыни Парижа - кто же посягнул на неё? И кому не дают покоя старые стены Нотр Дам, хранящие в себе столько загадок?
С замиранием сердца все мы следили за новостями: выстоит ли собор? Вот пожарные отказались поливать крышу водой, чем и спасли её: раскалённый свинец мог бы расколоть старые стены, вмещавшие в своё время 9 тысяч человек – всё население средневекового Парижа. Великий собор выстоял, и главная его святыня – терновый венец Иисуса Христа ,в 1238 году выкупленный королем Людовиком Святым у византийского императора. – по счастью, оказалась спасена доблестным пожарным, вынесшим его из огня.
Этим же летом мне довелось увидеть Нотр Дам своими глазами, и соприкоснуться с его тайнами.
Нотр-Дам де Пари возвышается на острове Ситэ, неподалеку от Лувра. на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера, построенного, в свою очередь, на месте кельтского святилища... Уже по одной этой череде храмов видно, что место для собора выбрано совершенно сакральное: все святилища строились исключительно там!
В 1711 году рабочие, которым поручили вытесать в стене гробницу, обнаружили с полдюжины каменных барельефов, изображавших античных богов, с выбитыми на них текстами на латыни. Исследователи предполагают, что барельефы украшали некогда алтарь Юпитера.
Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери началось еще в XII веке и длилось без малого 170 лет. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Общая высота его составляет 35 метров, длина – 130 метров, ширина – 48 метров, высота колоколен – 69 метров. Величественное здание получилось!

Эммануэль и Квазимодо

Нотр Дам оказался заставлен строительными лесами: как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, за пять лет они его восстановят. И я верю, что так и будет, потому что на строительство храма собраны очень большие деньги ( спасибо семьям Пино и Арно). Видать, собору предстоит быть достроенным при президенте Макроне. По странному совпадению, главный колокол собора носит имя французского президента – Эммануэль))) 13-тонный Эммануэль висит в правой башне. Раскачать такого гиганта сможет только достаточно сильный человек. И если верить легенде, такой человек существовал, и звали его Квазимодо. По легенде, звон колокола неспроста такой чистый. При отлитии колокола были использованы золото и серебро: когда в 1400 году его собирались отлить из бронзы, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения, они считали, что это принесет им удачу.

Кстати, Квазимодо, оказывается, имел совершенно реального прототипа. Причем жившего не в средние века, а в первой половине ХIX века, и, вполне возможно, лично знакомого с Гюго. Установить личность этого человека помогли записки Генри Сибсона, британского архитектора, работавшего над восстановлением собора. Он утверждает, что как раз в то время, когда Гюго писал книгу, там работал скульптор-горбун.
«Для собора вырезали большие каменные фигуры, и в студии я встретил мсье Тражана – самого достойного, отечески заботливого и приятного человека, какой только существовал на Земле. Он работал под началом назначенного правительством скульптора, с которым я никогда не вступал в отношения, и о котором знаю лишь то, что он был горбат и предпочитал поменьше общаться с резчиками”.
Дальше Сибсон упоминает, что этого скульптора-отшельника так и звали – Ле Боссю (по-французски – «горбун»). Вот и думай после этого что хочешь!

Кем были каменные короли

«Галерея царей", украшающая стены Нотр-Дама, тоже являет собой загадку. Кто изображён на ней, какие именно короли? По преданию, это цари древней Иудеи, но – так ли это на самом деле? В галерее 28 скульптур, тогда как, согласно библейским мифам, в Иудее было всего 18 или 19 властителей. Откуда же взялись лишние? Возможно, это не что иное, как астрономический шифр: число фигур соответствует количеству дней в лунном месяце.
Короли сильно пострадали во время Великой Французской Революции. В июле 1793 года Конвент, несмотря на пожертвования парижан на храм, принял карательные меры. По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей снесли головы — почему-то якобинцы перепутали их с французскими монархами.
А что, если они ничего не перепутали, и это были короли древней франкской династии - Меровингов? Если в Иудее было всего 18 царей, то генеалогическое древо Меровингов насчитывает 32 фигуры. Так что это вполне возможно, тем более, что тиары на голове королей имеют зубцы, как у древних франкских корон.

Кстати, в 1978 году в подвалах Французского банка внешней торговли были найдены обломки уничтоженных статуй, в том числе – головы царей. Видимо, во время революции кто-то все же умудрился вывезти их и спрятать. Теперь ими можно полюбоваться в музее Клюни.

Химеры Нотр-Дам – позднее изобретение!

А вы этого не знали? Я вот тоже была уверена, что собор изначально строился с химерами. Но нет, в средние века химер на фасаде не было! Изначально были только гаргульи, служившие водопроводными трубами. Назначение гаргулий - скрыть водосточные трубы, через которые вода должна отводиться от здания. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение.

Жил когда-то в реке Сене огромный змей-дракон, которого звали Ла Гаргуль. И не было от него никакого спасения - то он перевернет лодки с рыбаками, то выпустит из своей пасти столько воды, что затопит все прибрежные дома. Но нашелся все-таки человек, который смог усмирить это водяное чудище. Им оказался священник, который дни и ночи сидел на берегу Сены и при появлении Ла Гаргуля начинал читать молитвы. Вот после этого, в XII веке и начали появляться на стенах и крышах католических соборов эти уродливые создания со всевозможнейшими вариациями. Но стали они теперь не грозными чудищами, а "слугами" церкви.
А вот современной версией химер мы обязаны таланту французского скульптора Виоле ле Дюка, восстанавливающего собор в середине XIX века. Химеры были созданы в1850–1860-х годах скульптором Виоле ле Дюком. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, — чисто декоративная. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома.

Наиболее известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком.

Призраки собора

Всю дорогу, пока я разглядывала собор с другого берега Сены, у меня было впечатление безмолвного взгляда, которым оттуда кто-то смотрит. Притом – женского взгляда. Боковым зрением я даже уловила светлый силуэт на одной из верхних галерей…

Как оказалось позднее, в Нотр Дам обитают несколько призраков. Есть, например, женщина, которая посетила святое место в 1882 году и попросила подняться на одну из башен. Однако ей отказали, сославшись на то, что в одиночестве она не имеет права этого сделать. В итоге женщина нашла пожилую компаньонку для сопровождения, но достигнув вершины башни, она перелезла через перила и сбросилась вниз. Свидетели утверждают, что видели ее призрак, который бродил вокруг башни, где она погибла, а также возле горгулий. Еще один призрак принадлежит мексиканской писательнице и феминистке Марии Антониете Ривас Меркадо Кастелланос, которая застрелилась у алтаря собора в 1931 году.
Который из них двоих пытался безмолвно взирать на нас, я по сей день не знаю. На фотографии осталось белое пятнышко на строящейся крыше собора. Но призрак ли это, как знать.

Пчёлы на крыше

Древнейшей конструкцией храма считалась крыша здания, которая почти полностью и была уничтожена пожаром. Ее каркас насчитывал около тысячи деревьев, которые были вырублены еще в XII веке. Каждый луч в конструкции кровли был сделан из отдельного ствола. Всего для постройки каркаса понадобилось вырубить 21 гектар дубовых деревьев.
И ещё интересное: в последние годы перед пожаром на крыше Нотр-Дам стали разводить пчёл, приносящих мёд. Пять лет подряд на крыше собора жили пчёлы и стояли пчелиные ульи. В 2018-м работники собора собрали 20 кг мёда.
А ведь пчела – вдумаемся, древний сакральный символ тех же самых династии королей Меровингов! Жаль, чрезвычайно жаль, что крыша пострадала от пожара, и пчёлы улетели.

Гюго писал: “Каким бы величественным и благородным он не выглядел в старости, нельзя не сожалеть, не чувствовать негодования по поводу бесчисленных унижений и увечий, причиняемых ему как действием времени, так и рукой человека. На лице этой древней королевы наших соборов, возле каждой морщины, неизменно обнаруживается шрам. «Tempus edax, homo edacior», фраза, которую я склонен трактовать как «Время слепо, а человек бессмысленен».

Мелиан